Preview

Россия и мир: научный диалог

Расширенный поиск

Интеллектуальный потенциал Кыргызстана

https://doi.org/10.53658/RW2024-4-4(14)-126-150

Аннотация

Статья содержит исследование интеллектуального потенциала Кыргызстана и выводы о его состоянии и возможностях развития. Автор предлагает методику анализа интеллектуального потенциала по пяти группам критериев: стандартные показатели международных рейтингов и индексов (индекс развития человеческого потенциала, индекс инновационного развития, индекс Хирша); состояние социокультурной среды развития интеллектуального потенциала; состояние образовательной инфраструктуры для развития интеллектуального потенциала; уровень научного импульса (наличие научной инфраструктуры и научного сообщества, научной элиты); государственная поддержка науки (расходы на НИОКР, государственные стратегии развития науки и образования). На основе анализа массива статистических данных и государственных документов выявляются наиболее уязвимые места развития интеллектуального потенциала страны: недостаточность среды развития интеллектуального потенциала, недостаточного научного импульса, потребность в повышении доступности и качества образовательной инфраструктуры, потребность в создании условий и возможностей для воспроизводства и развития интеллектуальной элиты, в частности научной элиты страны. Делается вывод, что Кыргызстан еще не сформировал институциональные основы единой научной политики, которые способствовали бы решению задач инновационного развития страны и обеспечения ее научно-технологического суверенитета.

 

Об авторе

В. В. Комлева
Национальный исследовательский институт развития коммуникаций
Россия

Комлева Валентина Вячеславовна - Доктор социологических наук. Профессор. Заместитель директора по научной работе,

119571, г. Москва, Коробейников переулок, 22, стр. 1. 



Список литературы

1. Аксенов П.В. Методологические проблемы исследования интеллектуальной элиты: культурологический ракурс [Methodological problems of studying the intellectual elite: a cultural perspective] // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 18. С. 56–65.

2. Антохонова И.В. Формирование элиты регионального сообщества в условиях внешних и внутренних вызовов [Formation of the elite of the regional community in the context of external and internal challenges] // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020. № 3–1. С. 138–139.

3. Ашин Г.К. Элитология: история, теория, современность: монография [Elitology: history, theory, modernity: monograph] / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. философии. М.: МГИМО-Университет, 2010. 600 с.

4. Губанов Н.Н. Роль образования в воспроизводстве интеллектуальной элиты как основного субъекта рационального знания [The role of education in the reproduction of the intellectual elite as the main subject of rational knowledge] // Гуманитарный вестник. 2024. № 1(105). С. 84–97. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2024-1-889.

5. Докторович А.Б. Социологический анализ и методика оценки развития интеллектуального потенциала [Sociological analysis and methods of assessing the development of intellectual potential] // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2012. № 1. С. 143–154.

6. Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В. Элита: психологическая сущность, критерии, типологические особенности [Elite: psychological essence, criteria, typological features] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 4(61). С. 93–104.

7. Кислицын С.А., Черкасова Т.П., Кондратенко Е.П. Взаимодействие научной элиты, контрэлиты и интеллектуальной фронды в процессах трансформации советского общества в 1921–1991 гг. [The Interaction of the Scientific Elite, Counter-Elite, and Intellectual Fronde in the Processes of Transformation of Soviet Society in 1921–1991] // Власть. 2021. № 5(29). С. 139–150. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i5.8549.

8. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения [A Global Theory of Intellectual Change] / пер. с англ. Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1280 с.

9. Комлева В.В., Таалайбек Кызы Ж. Университеты как субъекты международных отношений: потенциал Кыргызстана [Universities as subjects of international relations: the potential of Kyrgyzstan] // Россия и мир: научный диалог. 2023. № 4(10). С. 94–117. https://doi.org/10.53658/RW2023-3-4(10)-94-117. EDN FASRMH

10. Кочербаева А.А., Бакиров Е.А. Формирование и развитие интеллектуального потенциала регионов Кыргызстана в условиях цифровизации [Formation and development of the intellectual potential of the regions of Kyrgyzstan in the context of digitalization] // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2021. № 2(33). С. 243–252. EDN: LKSVQK.

11. Лосева О.В., Дресвянников В.А. Методология оценки интеллектуального потенциала региона в условиях инновационного развития [Methodology for assessing the intellectual potential of a region in the context of innovative development] // Экономика и управление народным хозяйством. 2014. № 6. С. 37–49.

12. Морозова Н.Н. Методологические подходы к оценке рынка труда и интеллектуального потенциала его субъектов в условиях цифровой экономики [Methodological approaches to assessing the labor market and the intellectual potential of its entities in the context of the digital economy] // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь: сборник научных трудов. Вып. 24. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2022. С. 99–117. EDN MSXNQG.

13. Научно-техническая политика: глобальные тренды и практики [Scientific and technical policy: global trends and practices] / М.А.Гершман (рук. авт. кол.), Ф.Х.Брамбила Мартинес, С.В.Бредихин, Л.М.Гохберг и др.; под ред. Л.М.Гохберга, М.А.Гершмана; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.

14. Образование и наука в Кыргызской Республике, 2018–2022: стат. сбор. [Education and Science in the Kyrgyz Republic, 2018–2022: statistical collection] Бишкек, 2023. 154 с.

15. Орлов М.И. Социальные функции интеллектуальной элиты [Social Functions of the Intellectual Elite] // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 4. С. 26–30. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2010-10-4-26-30.

16. Платон. Государство [A State] // Соч.: в 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 116–261.

17. Римбер П. Интеллектуальная буржуазия: наследственная элита [Intellectual bourgeoisie: hereditary elite] // Мир дипломатии. 2020. URL: https://ru.mondediplo.com/2020/08/article764.html.

18. Русина А.Н. Особенности формирования интеллектуального потенциала для регионов сырьевой направленности [Features of the formation of intellectual potential for regions with a raw material focus] / Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнеспроцессами и экономики. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. 132 с. ISBN 978-5-7638-4583-9. EDN BKLXDT.

19. Салова Т.Л. Интеллектуальная элита и homo intellectualis информационной цивилизации [Intellectual elite and homo intellectualis of the information civilization] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. № 1. С. 131–137. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-131-137.

20. Соколова Т.Д. К вопросу о популизме, меритократии и интеллектуальной элите [On the issue of populism, meritocracy and the intellectual elite] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 74. С. 242–248. https://doi.org/10.17223/1998863Х/74/21.

21. Суворова В.В., Андросова Е.М. Теоретико-методологические аспекты оценки структурных элементов интеллектуального потенциала на основе модели результатов научной деятельности [Theoretical and methodological aspects of assessing the structural elements of intellectual potential based on the model of the results of scientific activity] // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 3. С. 39–44.

22. Тойнби А. Постижение истории [A study of history]. Избранное. М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2001. 637 с.

23. Фурс С.П., Федосеев А.А. Определение индекса качества элиты как новый тип социальных исследований [Definition of the elite quality index as a new type of social research] // Культура и безопасность. 2021. № 4. https://doi.org/10.25257/KB.2021.4.5-10.

24. Хабибуллина Л.Р. Оценка интеллектуального потенциала высшего учебного заведения с позиций формирования возможностей его инновационного развития [Assessment of the intellectual potential of a higher educational institution from the standpoint of forming opportunities for its innovative development]: дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. Уфа, 2021. 183 с. EDN QZVPOC.

25. Хаджалова Х.М. Интеллектуальный потенциал: методика комплексной оценки [Intellectual potential: a comprehensive assessment methodology] // РППЭ. 2022. № 11(145). С. 114–125. https://doi.org/10.26726/1812-7096-2022-ll-114-125.

26. Хаджалова Х.М. Теоретико-методические подходы к оценке категорий «образовательный потенциал» и «интеллектуальный потенциал» [Theoretical and methodological approaches to assessing the categories of «educational potential» and «intellectual potential»] // Индустриальная экономика. 2022. Т. 6. № 3. С. 517–522. https://doi.org/10.47576/27127559_2022_3_6_517. EDN UFRKJV.

27. Чимитова И.З., Васюткин Г.А. Особенности интеллектуальной элиты [Features of the intellectual elite] // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2023. № 3. С. 11–18. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2023-3-11-18.

28. Шугрина Е.С. Специфика создания и развития городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала [Specifics of the creation and development of cities with a high concentration of intellectual and scientific-technical potential] // Планирование развития современного городского пространства: проблемы и тенденции / Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА); Центр компетенций «Геоправо». М.: РГ-Пресс, 2023. С. 249–267. EDN LOSJLA.

29. Bovens M., Wille A. Diploma Democracy. The Rise of Political Meritocracy. Oxford University Press, 2017.

30. Dabić M., Huck N., Meissner D., Zaichenko S. Opening the Black Box: Measuring the Performance of Research Organization // IEEE Transactions on Engineering Management. 2024. Vol. 71. Pp. 10066–10090. https://doi.org/10.1109/TEM.2023.3314370.

31. Elites, crises, and the origins of regimes / M. Dogan, J. Higley (Eds.). Rowman & Littlefi eld publishers inc. Lanham etc., 1998.

32. Lawrence P.K., Szelényi I. Theories of the New Class. Intellectuals and Power. Minneapolis, University of Minnesota Press. 2004. URL: https://www.researchgate.net/publication/340442514_An_Analysis_of_Intellecutal_Potential_and_its_Impact_on_the_Social_and_Economic_Development_of_European_Countries.

33. Muminov N. The role of intellectual potential in the innovative development of the national economy: theoretical and historical approach // Library. 2023. № 21(4). Р. 27–29. URL: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/22353.


Рецензия

Для цитирования:


Комлева В.В. Интеллектуальный потенциал Кыргызстана. Россия и мир: научный диалог. 2024;(4):126-150. https://doi.org/10.53658/RW2024-4-4(14)-126-150

For citation:


Komleva V.V. Intellectual Potential of Kyrgyzstan. Russia & World: Sc. Dialogue. 2024;(4):126-150. (In Russ.) https://doi.org/10.53658/RW2024-4-4(14)-126-150

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-3067 (Print)